STEM-образование — ориентир на будущее

описание картинки

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, самостоятельность как личностную черту, создай такие условия, чтобы вспышки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем обладателями.»
Шалва Амонашвили.

Каждая эпоха требует от человека нового мышления, воплощение новейших идей. А все мы, как известно, родом из детства. Современные школьники открытые, раскрепощенные, коммуникабельные. Старые игрушки и игры не вызывают у них особого восторга и интереса. Как же обновить содержание работы с учащимися? Как создать условия не только для формирования игровых умений, но и для развития творческих способностей, изобретательности, воображения, индивидуальности, фантазии? Ответы на эти вопросы дают новые направления образования — STEM — интеграция четырех дисциплин: естественных наук, технологии, инженерии и математики — в одну и практическое использование детьми полученных знаний.

Содержательные слова Шалвы Александровича лучше раскрывают одну из основных задач образования на ее современном этапе — модернизацию, соответствие новым стандартам и требованиям. В современных условиях модернизации начального образования особое внимание уделяется роли школьного заведения как организатора образовательной среды для развития личности. Ведь, давая ребенку знания вместе с примерами практического их применения мы, как учителя создаем устойчивый интерес ребенка к учебе. SТЕМ-образование позволяет вызвать у детей желание самостоятельно мыслить, формировать нестандартное, инженерное мышление, воспитать интерес к точным наукам, развивать изобретательские способности, заинтересовать учеников математикой, вызвать желание познавать мир и делать открытия. А еще научить наблюдать и понять как растительный и животный мир дает неисчерпаемый материал для решения различных инженерных задач.

STEM-образование часто называют «обучением наоборот». Цепочка «от теории к практике» в STEM обычно обратна: сначала — игра, придумывание и мастерской устройств и механизмов, конструирование, а уже потом, в процессе этой деятельности, овладение теорией и новыми знаниями. В общем аббревиатура STEM расшифровывается как science (естественные науки), technology (технология), engineering (инженерия), mathematics (математика)  и самый «козырь» STEM-образования в том, что оно помогает овладеть ими не отдельно, а с помощью интеграции всех дисциплин в единую систему обучения. Сейчас в мире стремительно растут потоки информации, внедряются высокотехнологичные инновации и разработки, влияющие на все сферы нашей жизни. Меняются запросы общества, интересы личности. Прогнозируется, что 75% профессий, наиболее быстро развивающихся требуют владения навыками STEM.

Привлечение в STEM может поддержать не только развитие креативного мышления и формирования компетентности исследователя, но и способствовать лучшей социализации личности, так как развивает такие навыки, как:
— Сотрудничество. Иногда плодотворное сотрудничество с товарищами по команде может быть сложной задачей, чем фактическое задача, стоящая перед командой. Для достижения инновационных результатов и решения сложных задач, в команде должны работать личности с разным научным и техническим бэкграундом. Маленькие, междисциплинарные команды требуют сотрудничества, взаимопомощи и быстрого мышления, чтобы достичь прогресса в конце проекта.
— Коммуникативность. Независимо от должностного положения, именно тактичное общение, а не тирания в команде, может способствовать продуктивной совместной работе и укреплению авторитета руководства. Обучение в области STEM предоставляет широкие возможности для общения «один на один» и «один-ко-многим».
— Творчество. Творчество и инновации идут бок о бок. «Креатив» может вдохнуть новую жизнь в любой научный и технологический проект, показать его еще не раскрыты возможности. Более того, те, кто способен выйти за пределы технических навыков и мыслить нестандартно, могут изобретать что-то совершенно новое во многих других областях жизнедеятельности человека.