От обычного ученика до креативного мыслителя
Практически каждый человек рано или поздно сталкивается с ситуацией, в которой нет однозначного «правильного» или «неправильного» ответа. Но решение необходимо принимать и действовать. Именно тогда — знаем мы о том или нет — на помощь приходит креативное мышление. Лучше, конечно, знать и уметь целенаправленно применять эту мощную способность, заложенную в нас природой. Ведь ситуации, требующие от нас нестандартного подхода, случаются все чаще. Недаром эксперты Всемирного экономического форума в Давосе включили креативное мышление в топ-5 компетенций ближайшего десятилетия. Креативность — это способность личности к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению. Как научиться преодолевать стереотипы? Как научиться выходить за пределы зоны комфорта? Преодоление стереотипов и выход за пределы — лишь один из аспектов креативности, другие не менее важные умения — экспериментировать и смешивать, формировать новые паттерны, оперировать сложностью. А, именно как развивать и поддерживать креативность, помогут вам некоторые упражнения:
1. Упражнение «На что похоже?»
Учащимся предлагается рассмотреть фото под микроскопом (например банана, кофейного зерна, помидора, сахара и.т.д). Задание учеников: сказать на что похоже? Каждый ребенок отвечает по-разному, ибо мыслит креативно, иногда они догадываются что это. Только после ответа учащихся показываем фото, что это на самом деле.
2. Всем известная игра «The Marshmallow Challenge».
В вашем распоряжении есть 18 мин, 20 палочек спагетти, 1 м скотча, 1 м веревочки, один зефир (для младших школьников можно дать еще пластилин, больше спагетти и зефира). Вопрос: как можно креативно и с пользой использовать данные предметы ? Все верно — устроить «The Marshmallow Challenge» Задача проста: за 18 минут команды должны построить самую высокую башню с 20 палочек спагетти, 1 м скотча, 1 м веревочки и одного зефира который должен оказаться на вершине! The Marshmallow Challenge — забавный и одновременно поучительный командный тест-соревнования, во время которого команды осваивают уроки сотрудничества, инноваций и творчества. Данный тест помогает командам сравнить результаты работ и их производительность. У кого самый плохой результат? Почему? У кого лучший результат? Почему? Что повышает результативность команд? Что «убивает» его?
3. Техника «Skamper»
S — Substitute (заменить)
С — Combine (комбинировать)
A — Adapt (адаптировать)
M — Modify / Magnify (модифицировать)
P — Put to other uses (применить для чего-то другого, в другой области)
E — Eliminate (устранить или свести к минимуму)
R — Rearrange (переставить, перевернуть, изменить порядок) Предлагаю несколько упражнений по технике: «Лечить зубы не очень приятная процедура» (множество различных можно придумать предложений).
Нужно каждой команде написать 10 вариантов, как сделать этот процесс радостным. Варианты детей (Стоматолог в костюме клоуна, под открытым небом, получать приз, отправляясь к стоматологу пройти квест комнату) Ребята очень креативные напишут гораздо больше 10. Упражнение «Креативность без барьеров» Задача: Назвать нестандартные способы использования. Можно дать детям любые слова (ложка, молоток, спортивный костюм, книга, скрепка и.т.д). Когда задаешь детям вопрос: можно съесть спортивный костюм? Все в один голос кричат нет, а если мыслить креативно то можно (костюм в виде песочного печенья). Так же и ложку можно использовать (как зеркало, музыкальный инструмент, компресс, закладку в книге, линейку и.т.д) Упражнение «Что объединяет?». Предлагаем детям любые пары слов (телефон-автомобиль, кофе-девушка). Ученикам нужно написать что их объединяет (например телефон и автомобиль: система управления, кнопки, стекло, персональные причины аварии и.т.д)
4. Друдл (droodles)
Интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна. Название droodle представляет комбинацию трех слов «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка). Даже само название изобретения вполне отражает креативное мышление своих авторов. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множества значений. Картинка Друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно школьник рисует машинально на бумаге во время урока. (В интернете есть готовые разные Друдлы). Ваш задача только раздать детям Друдл, а дети соревнуются кто больше нарисует различных рисунков. Итак, любой человек независимо от возраста, может развивать в себе креативное мышление. Сформировать умение смотреть на ситуацию под новым углом. Легко и быстро изменить идею, которая сама того желает.
Рекомендую посмотреть видео: «Кен Робинсон-Новый взгляд на систему образования», «Tom Wujec Том Вуйец построишь башню — создашь команду», а также «Применение Scamper- метода генерации новых идей».